Организация пневмолинии в автосервисе
Пневмолиния является стандартным оснащением автосервисов или СТО, используемым для доставки сжатого воздуха из компрессорной установки к инструментам-потребителям. Также она обеспечивает предварительную подготовку воздуха перед подачей к оборудованию. Чтобы создать на СТО производительную пневмолинию и исключить перебои в работе инструмента, нужно знать ее состав и грамотно подобрать все компоненты.
Устройство пневмолинии
Система подключения потребителей к компрессорной установке состоит из таких элементов:
- Шланги с оптимальными показателями сечения и эксплуатационными характеристиками.
- Быстросъемные разъемы, специальные соединители и тройники для сборки воздушной магистрали и присоединения пневмогайковертов к шиномонтажным стендам.
- Блок предварительной подготовки воздуха: фильтрующие модули, лубрикаторы (устройства подачи смазки) и приборы регулировки давления.
Выбор шлангов
Лучший вариант – маслобензостойкие шланги с армированной конструкцией из резины. Данные изделия обладают повышенной прочностью на разрыв, поэтому способны выдержать даже наезд автомобиля. Однако стоят такие шланги дорого. Хорошей альтернативой считаются полимерные модели. Такие изделия обладают выгодным соотношением разумной цены и отличных характеристик.
При выборе шлангов нужно учитывать сечение. Оно должно соответствовать рекомендациям производителя инструмента. Универсальным решением, исключающим вероятность возникновения эффекта «бутылочного горлышка», считается применение шлангов диаметром 10 или 12 мм. При этом параметры прочности и рабочего давления нужно смотреть отдельно для каждого изделия. Даже одинаковые по сечению, они могут различаться по данным характеристикам.
Комфорт эксплуатации пневмолинии могут обеспечить только гибкие шланги. Жесткая магистраль менее удобна – она цепляется за различные предметы, ее сложно перемещать, со временем на ней появляются заломы. Чтобы избежать этого, нужно обращать внимание на параметр сгибаемости.
По формату шланги делятся на три группы:
Витые. Производятся из полиуретана. Имеют высокие показатели гибкости и механической прочности. За счет витков без проблем собираются «гармошкой» для удобства хранения, в процессе использования не перекручиваются и не спутываются.
Прямые в смотке. Производятся из ГП (гибридного полимера), резины с армирующими элементами или ПВХ (поливинилхлорида). Сматываются в бухты длиной по 50 м.
Гибкие в катушках. Наматываются на бобину с защитным корпусом. Данный вариант считается самым долговечным и комфортным в работе, но является наиболее дорогим.
Независимо от материала и формата поставки, рекомендуем не применять в составе пневмолинии слишком длинные шланги – от 15 метров. Это приведет к снижению мощности.
Шланги оказывают непосредственное влияние на надежность пневмолинии и производительность автосервисного инструмента. Чтобы обеспечить работу оборудования на уровне паспортных данных, важно придерживаться таких рекомендаций:
- Шланг должен иметь подходящие показатели внутреннего сечения и максимального рабочего давления. Высокомощный инструмент чрезвычайно требователен к соблюдению параметров пропускной способности и механической прочности.
- При создании пневмолинии важно достичь баланса между количеством разветвителей и длиной используемых шлангов. При большом числе ответвлений нужно ответственно отнестись к выбору мощности воздушного компрессора и диаметра раздаточной магистрали.
- Разветвители должны комплектоваться подходящими по диаметру быстросъемными разъемами.
Разветвители и разъемы
Представляют собой тройники или фитинг-тройники. Они обеспечивают подключение дополнительных магистралей к главному вводу компрессора, что позволяет организовать одновременную работу сразу нескольких инструментов-потребителей.
Воздушные тройники выпускаются в двух вариантах:
- С соединением формата «елочка». Такие тройники предназначены для подключения дополнительных линий к главной воздушной магистрали. Изготавливаются в виде крестовины, снабженной четырьмя выходами. Диаметр отверстий соответствуют различным сечениям шлангов. Самые распространенные – модели на 8, 10 и 12 мм.
- С резьбовым соединением. Имеют один вход и три выхода, которые дополнены резьбой определенного диаметра. Применяются совместно с соединительными элементами и переходниками, оснащенными резьбовыми отверстиями.
Подключение пневмоинструмента осуществляется, как правило, с помощью быстроразъемных соединений (БРС). Они обеспечивают оперативное и простое подключение пульверизаторов, гайковертов и прочего оборудования. При помощи БРС также можно быстро отключать инструмент от пневмолинии без остановки подачи сжатого воздуха. В роли штуцера может выступать соединение с резьбой или «елочка».
Быстросъемные соединения выпускаются в двух вариантах исполнения: «папа» и «мама». Первый тип БРС монтируется на инструмент, второй – размещается на конце шланга в месте присоединения к компрессору.
Для использования высокопроизводительного автосервисного оборудования понадобятся БРС с большой пропускной способностью. От обычных моделей такие изделия отличаются более высокими показателями давления и скорости прохождения воздушного потока.
Подготовка воздуха
При прямом подключении инструмента к компрессору возможно быстрое появление коррозии, а также ускоренный износ рабочих элементов шиномонтажного стенда и прочего оборудования.
Чтобы предотвратить преждевременный ремонт инструмента, в состав пневмолинии рекомендуется включить систему подготовки воздуха:
- Фильтры-осушители. Известны еще как масловлагоотделители или просто отделители влаги. Обеспечивают комплексную очистку подаваемого сжатого воздуха от излишков влаги, пыли и других посторонних частиц.
- Лубрикаторы (смазывающие устройства). Выполняют распыление специального масляного состава на механизмы инструмента для снижения трения между деталями.
- Модульные группы. Представляют собой «картридж» с устройством подачи масла и очистителем воздуха с возможностью разборки и замены компонентов по мере необходимости. Дополнительно могут иметь приборы измерения и регулировки давления.
Фильтры-осушители
Воздушные массы в производственных и автосервисных помещениях содержат чрезмерное количество влаги, частиц пыли и разнообразных примесей, которые впоследствии подаются в компрессорную установку.
Излишнюю влагу и твердые частицы следует удалять с помощью специальных фильтров-осушителей. Они содержат очищающий элемент в виде мелкоячеистой сетки, изловленной из медного сплава. Фильтрующие осушители подлежат регулярной замене. Данная процедура осуществляется по мере изменения цвета очистительной сетки.
Удаление излишков влаги производится через краник, расположенный внизу резервуара. Осушающие фильтры монтируются в начале пневматической линии или перед рабочим инструментом.
При выборе фильтрующего устройства нужно обратить внимание на такие критерии:
- Диаметр входа. Размеры должны соответствовать сечению используемых шлангов. Фильтры выпускаются с отверстиями диаметром 1/4", 3/8" и 1/2".
- Качество работы. При использовании покрасочного оборудования нужна высокая степень очистки, которая снизит к минимуму посторонние включения в красящий состав. Поэтому данное оборудование часто дополняют устройствами тонкой очистки, которые оснащаются несколькими фильтрующими элементами, установленными последовательно.
- Наличие в составе механизмов регулировки и измерения давления.
Лубрикаторы
Представляют собой компактный резервуар с металлическим корпусом, который обеспечивает подачу и распыление масляного состава на рабочие детали подключенного инструмента.
При установке лубрикатора рядом с компрессором желательно не применять шланги длиной от 15 метров. В данном случае можно приобрести линейную масленку и выполнить ее монтаж в непосредственной близости к инструменту. Такое решение позволит подключить шланг длиннее 15 м, но сделает работу с пневмогайковертом крайне неудобной. Лубрикатор размещают после фильтра осушки и очистки воздуха, что предотвращает помехи в его работе и исключает интенсивное засорение.
В процессе подбора подходящей масленки нужно учитывать размер резьбы. Данный параметр может иметь значение 3/8", 1/4" или 1/2". Размер резьбового соединения должен соответствовать сечению выходного отверстия рабочего инструмента или компрессорной установки. Выбор делается с учетом места монтажа.
Модульные группы
Качественная подготовка воздушных масс невозможна без встраивания в пневмолинию лубрикатора и фильтра-осушителя. Данные устройства можно подключать отдельно или в виде сборного модуля. В последнем случае два элемента объединяются в едином корпусе. Такое устройство еще называется фильтром-лубрикатором. В состав модульной группы также могут входить манометр и устройство регулировки давления.
Данный тип устройств выпускается с несколькими сечениями резьбы. Размер соединительного отверстия напрямую определяет его пропускную способность. Исходя из этого, при использовании высокопроизводительных гайковертов рекомендуется выбирать модели с резьбой 3/8" или большего диаметра.
Итого
Грамотное проектирование и качественная сборка пневмолинии – фактор, который позволит обеспечить бесперебойную работу автосервисного оборудования на полной мощности. Включение в ее состав фильтров предотвратит коррозию инструмента и продлит срок его службы.