Ваш город: г. Нижний Новгород
Отправка инструмента и оборудования в любой регион РФ
г. Нижний Новгород,
ул. Федосеенко д. 41Л

Пн-Чт: 9:00 - 18:00

Пт: 9:00 - 17:00

Cб-Вс: выходной

+7 (930) 713-33-78

+7 (930) 667-61-68

+7 (831) 411-19-56

+7 (831) 423-61-36

Что такое споттер

В сфере кузовного ремонта исправление вмятин на кузове это одна из самых востребованных услуг. В настоящее время есть множество инструментов для вытягивания вмятин без снятия поврежденной детали с автомобиля. И одним из таких инструментов является споттер. С его помощью опытный мастер устранит любую вмятину за пару часов, так как споттер значительно сокращает время восстановления первоначальной формы кузова.

Интересный факт! Изначально слово “споттер” означало любой аппарат для точечной сварки, но в России и странах ближнего зарубежья споттера обозначает устройство, использующееся исключительно для восстановления помятых деталей кузова автомобиля.

Споттер, как говорилось выше, это аппарат точечной сварки, широко используемый при кузовном ремонте для рихтовки различных деталей кузова. К примеру дверей, крыльев, капота, багажника и даже порогов. Принцип действия устройства заключается в выделении тепла в место контакта свариваемых материалов за счет прохождения тока. Прибор позволяет рихтовать деталь кузова прямо на автомобиле без разборки салона. Или рихтовать вмятины в местах, куда невозможно подобраться с обратной стороны.
Споттером как бы “вытягивает” вмятины за счет приварки к поврежденной детали насадки или специального крепежного элемента, за который и вытягивается металл.

Существуют насадки для споттеров, которыми нагревают поврежденную деталь и она восстанавливается за счет свойств металла.

Устройство споттера

  • корпус - содержит в себе все элементы “начинки” устройства. Изготавливается из металла или пластика. Может иметь ударопрочное покрытие или удобные ручки для переноса. На днище корпуса часто прикрепляют резиновые ножки, чтобы сделать конструкцию устойчивее. Вес портативной версии может достигать 25 кг. Если брать модели, которые собраны на основе тележки с колесами, то их вес может дойти до 100 кг;
  • модуль контактной сварки с источником тока - может использовать как постоянный, так и переменный ток;
  • провод массы или заземления;
  • сварочный пистолет;
  • различные насадки;
  • панель управления мощностью - часто металлическая, с ручками для контроля параметров;
  • дисплей с рабочими параметрами (опционально).

 

Режимы работы споттера

Существующие режимы:

  • “обратный молоток” или пуллер - используется, если вмятина поверхностная, то есть имеет маленький диаметр и небольшую глубину. Этот режим основной, так как легкое повреждение кузова это частое явление среди автовладельцев;
  • приварка тянущих элементов - позволяет исправить значительные дефекты несущих деталей кузова (стойки, пороги, ребра жесткости);
  • разогрев угольным электродом - используется для вытягивания больших вмятин на крупных деталях кузова;
  • сварка креплений кузова;
  • приварка болтов.

Технические характеристики

  • Сила тока - самая важная характеристика споттера. Чтобы прибор был универсальным, необходимо выбирать мощность не ниже 3000 ампер. При этом следует учитывать, что для различных задач используется различная мощность;
  • Напряжение сети - 220 или 380 В;
  • Потребляемая мощность - от 5 до 11 кВт, определяет нагрузку на проводку;
  • Вес конструкции.

Используемые аксессуары

  • Обратный молоток - представляет собой съемную часть пистолета;
  • Пуллер - используется для быстрой вытяжки небольших вмятин;
  • Шайбы, гребенки, кольца - используются для вытягивания больших вмятин споттером, когда нет острых краев. Ими возможно вытянуть значительную площадь повреждения;
  • Захваты;
  • Сварочные клещи - могут сваривать между собой две детали.

Это не весь список возможных аксессуаров, так как разные производители могут комплектовать споттеры по-разному. Аксессуары значительно расширяют возможности споттера, так что важно обратить на них внимание при выборе устройства.

Виды споттеров

  • инверторные споттеры для кузовного ремонта - многозадачные модели с компактными размерами. Могут питаться от любого напряжения, благодаря встроенному преобразователю. Подходят для деталей с любым покрытием. Из минусов - высокая цена;
  • трансформаторные споттеры - подходят для простых операций, подключаются к сети переменного тока. Нельзя использовать для оцинкованных деталей;
  • споттеры для выпрямления стальных деталей кузова. Потребляют много электроэнергии. Но стоят дешевле инверторных аналогов;
  • споттеры для выпрямления алюминиевых деталей кузова;
  • многофункциональные споттеры - для любого металла с большим набором возможностей. Могут как вытягивать вмятины, так и сваривать детали кузова друг с другом. Стоят дороже других моделей, но позволяют работать с крупными сегментами кузова, к примеру порогами или днищем;
  • для односторонней сварки;
  • для двухсторонней сварки;
  • миниатюрные портативные устройства - отличаются малым весом, источник тока размещен в пистолете, из-за чего они имеют малую мощность. Удобны для переноса, можно включить в розетку 220 В.

Народные умельцы изготавливают споттер своими руками в гаражах и домашних мастерских. Их устройства можно назвать “аккумуляторный споттер”, состоящий, как следует из названия, из аккумулятора и втягивающего реле.Такой самодельный аппарат обходится намного дешевле, но имеет существенные недостатки:

  • короткий рабочий цикл;
  • необходимость периодически заряжать аккумулятор;
  • нет временного реле;
  • нет регулировки параметров силы тока.

Самодельные устройства не отвечают требованиям безопасности и не подходят для частого использования. В автомастерскую лучше выбирать профессиональные устройства, у которых есть необходимые сертификаты для безопасной работы.

Какой споттер выбрать?

Если выбирать споттер в качестве оборудования для кузовного ремонта в автосервис, то лучше отдать предпочтение мощным аппаратам с большим количеством режимов, что позволит выполнять множество операций с использованием одного устройства.

Если предстоит рихтовать запчасти с толщиной металла более полтора мм, то лучше приобрести модель, которая может осуществлять сварку с двух сторон, при этом мощность можно выбрать среднюю.
Если работы по рихтовке будут производиться регулярно, то лучше отдать предпочтение трансформаторным моделям с высокой мощностью и КПД. Если аппарат необходим для периодического выправления вмятин, то лучше приобрести конвертерный споттер.

Также следует учесть, что в работе удобнее пользоваться моделями с электронным управлением, что позволяет программно регулировать напряжение и выключать аппарат автоматически. Так возможно контролировать весь процесс сварки и не допустить прожиг металла. При наличии цифровой панели управления, споттером легко пользоваться - достаточно выставить необходимое время контакта, по истечению которого прибор сам выключится и прекратит подавать напряжение на пистолет. В ручной модели время контакта нужно регулировать самостоятельно. Это снижает точность варки, из-за чего можно испортить деталь кузова или насадка пистолета из-за короткого времени воздействия будет отпадать от поверхности.

Споттер по стали и алюминию GYSPOT ARC PULL 200 (057470)
Цена: 176 658 руб.
Купить в один клик
Споттер по стали и алюминию GYSPOT PRO COMBI 230 E PRO (021266)
Цена: 145 213 руб.
Купить в один клик
Споттер по стали GYSPOT PRO 230 (052178)
Цена: 55 825 руб.
Купить в один клик
Споттер по стали GYSPOT 39.02 (052215)
Цена: 45 931 руб.
Купить в один клик
Споттер по стали GYSPOT 2700 (055353)
Цена: 28 195 руб.
Купить в один клик
Digital Plus 5500 Споттер с микропроцессорным управлением 380 В BlueWeld
Цена: 80 256 руб.
Купить в один клик
Digital Plus 5500 Споттер с микропроцессорным управлением 220 В BlueWeld
Цена: 80 256 руб.
Купить в один клик
ALUMINIUM TU-95 Споттер по алюминию RedHotDot (010338)
Цена: 126 000 руб.
Купить в один клик
HAMMER T-34 Споттер по стали RedHotDot
HAMMER T-34 Споттер по стали RedHotDot
Производитель: RedHotDot
Цена: 46 500 руб.
Купить в один клик
HAMMER T-26 Споттер по стали RedHotDot
HAMMER T-26 Споттер по стали RedHotDot
Производитель: RedHotDot
Цена: 36 300 руб.
Купить в один клик

Особенности работы со споттером

Перед началом работ из восстанавливаемого авто извлекают аккумулятор и фиксируют на кузове кабель заземления как можно дальше от обрабатываемой детали. Выправляемый участок очищают от грязи и пыли, обезжиривают поверхность. Пистолет с нужной насадкой подводят к месту ремонта. Путем нажатия курка мастер замыкает электрическую цепь, провоцируя подачу тока на насадку пистолета. В месте контакта с кузовом повышается температура, что приводит к привариванию насадки к кузову. При этом сила тока такова, что перегрев детали не происходит, следовательно, не происходит её порча и сквозной прожиг. Металл сохраняет изначальные характеристики прочности.

Выбирать мощность импульса для начала работ следует маленькую, чтобы не испортить деталь кузова, а затем постепенно увеличивать в зависимости от результата работы.

После приваривания насадки задействуется обратный молоток - штифт с закрепленным на нем грузом, при этом груз может перемещаться по оси. Удар от кузова позволяет вытянуть вмятую часть. Удары возможно повторять до тех пор, пока вся поверхность не будет выровнена до нужного уровня.Вытягивать металл на поврежденном участке следует по спирали, при этом движение начинается от края к центру детали. Таким способом экономится время на обработку детали.

Для мелких вмятин подходит пуллер. Он позволяет точечно рихтовать вмятины. Для больших вогнутостей используется обратный молоток. Для крупных вмятин используют шайбы. Их приваривают в ряд и вытягивают большую часть повреждения. Остальное рихтуют точечно.

Во время работы со споттером в режиме пуллера или обратного молотка сварочная маска совершенно не нужна.

Для рихтовки споттером повреждений с острыми краями используют угольные электроды. Они разогревают место повреждения, что размягчает сталь. Так вытянуть вмятину становится проще. Но для работы с угольным электродом необходима маска.

Следы контакта аппарата с кузовом автомобиля после рихтовки вмятины шлифуют.

 

Выбирайте споттер в автосервис исходя из объема предстоящих работ, а его комплектацию в зависимости от их сложности, тогда устройство оправдает все ожидания и окупит свою стоимость в краткие сроки.